Вторник
16.10.2018
03:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Информационный портал о газификации и технадзоре котельных
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2018 » Июль » 21 » Владимир Якушев выступил с посланием к областной Думе "О положении дел в Тюменской области" (полная версия)
00:33
Владимир Якушев выступил с посланием к областной Думе "О положении дел в Тюменской области" (полная версия)
Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы! Уважаемые почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления! Дорогие тюменцы!
Каждое мое послание, в котором подводятся итоги нашей совместной работы и ставятся очередные задачи, произносится в новой ситуации. Но это послание – особое. Потому что особым был этот год. Многое изменилось – и в мире, и в России, и в нашей области. Вы знаете, что год нынешний проходит под знаком слова «кризис»; это слово уже стало привычным, автоматическим ответом на многие, если не на все вопросы. Но давайте вспомним его первоначальное значение. В переводе с греческого слово «кризис» означает «решение», «поворотный пункт». Кризис – не катастрофа, а точка преобразования и время выбора.
Под этим углом я и предлагаю оценить наши действия и наметить пути дальнейшего движения - движения в будущее. Мы не отказываемся от того образа будущего, который был очерчен ранее и получил новую конкретизацию совсем недавно в статье Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева «Россия, вперед!». Мы должны откликнуться на высказанный в ней призыв к участию в дискуссии по подготовке практических планов развития нашего государства. Если уж полтора века назад историк и этнограф Николай Абрамов писал, что «тюменцы живого характера, расторопны, трудолюбивы, смышлены», то и сегодня мы обязаны соответствовать характеристике, данной нашим предкам. Тюмень никогда не отсиживалась в тылу, не будет - и сейчас.
Да, когда глобальные финансово-экономические потрясения всерьез затронули Россию и нашу область, пришлось нелегко. Но сразу скажу – мы удержали ситуацию под контролем. Хочу поблагодарить за существенную помощь в этом деле антикризисный штаб Уральского федерального округа, возглавляемый полномочным представителем Президента Российской Федерации Николаем Александровичем Винниченко. Снижение основных экономических показателей было неизбежно. Однако почти по всем из них падение оказалось ниже, чем в среднем по России. За январь - июль 2009 года инвестиции в основной капитал у нас сократились на 11.6% к аналогичному периоду прошлого года, а в России в целом - на 18.8%. Промышленное производство в стране упало на 14%; в Тюменской области – только на 7.2%.
Более того, по некоторым параметрам наблюдается рост. В очередной раз доказал свой статус одной из передовых отраслей областного хозяйства наш аграрный сектор. Высокие темпы прироста производства молока, самая высокая в Уральском федеральном округе урожайность зерновых и зернобобовых культур, выше средней по России урожайность картофеля и овощей (не на самой, как мы знаем, плодородной земле) – этим можно с полным основанием гордиться.
Еще один прорыв – долгожданный ввод в эксплуатацию объектов нефтедобычи на Урненском и Усть-Тегусском месторождениях. В августе был добыт первый миллион тонн нефти, к концу года эта цифра будет удвоена. Если в целом по Российской Федерации добыча нефти за 9 месяцев текущего года увеличилась на 0,6%, то в области она выросла сразу на 88,6% или почти в два раза. Конечно, тут сыграл свою роль эффект «низкого старта», но для нас это событие – одно из ключевых в деле диверсификации тюменской экономики за счет развития нефтедобычи на юге области. Развивается и нефтехимический комплекс. Так, объемы переработки углеводородного сырья на «Тобольск-Нефтехиме» за 9 месяцев 2009 года не только не упали, но и возросли по сравнению с показателями прошлого года на 10%.
Интегральный показатель устойчивости тюменского общества – демографические индикаторы. Рождаемость в 2008 году достигла 15 новорожденных на 1000 человек (в России – 12.1). За семь месяцев этого года у нас появилось 12083 младенца. Это на 721 ребенка больше, чем в прошлом году, – разве не радостно представить себе за этими цифрами живые детские лица и голоса? Прав был финский политик Урхо Кекконен, заметивший как-то: «Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок».
Еще одним свидетельством того, что Тюмень в целом выдержала испытания этого года, служат социологические данные. Согласно им в последние месяцы стали появляться признаки восстановления социального оптимизма. Конечно, более половины жителей области все еще чувствуют общее ухудшение экономической ситуации. Но доля тех, кто замечает ее постепенное исправление, с февраля устойчиво растет.
Особо отмечу два момента.
Во-первых, если сначала наибольшую тревогу по поводу кризиса высказывали люди пожилого возраста, то сейчас именно они наиболее оптимистичны. Это, конечно, подтверждение верности и эффективности социальной политики, проводимой федеральной и региональной властью. Но еще и поучительный факт: ведь речь идет о людях, многое повидавших и переживших, людях, которым есть с чем сравнить нынешние испытания, – и понять, что не так уж они страшны. Вот какой настрой надо передать молодежи, иногда опускающей руки при первом же столкновении с жизненными трудностями. Это стало бы эффективной трансляцией лучших традиций нашего народа, действенным проявлением живой связи поколений.
Во-вторых, все больше жителей области – уже практически две трети – в случае ухудшения своего материального положения готовы действовать самостоятельно, противостоять кризису без посторонней помощи. Не первый год я говорю о необходимости прямого участия граждан в определении собственной судьбы, превращения человека из объекта административных влияний в свободно действующего субъекта. Может быть, главная польза кризиса в том, что процесс пробуждения личной инициативы сдвинулся с мертвой точки. Но сдвинулся только-только.
Пока же констатирую – в целом наша антикризисная политика оказалась адекватной возникшим вызовам. Предпринятый правительством области оперативный финансовый маневр – существенное увеличение объемов выделяемых из областного бюджета средств на компенсацию процентов по кредитам, банковским и лизинговым платежам, повышение размера компенсируемой части до 100% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, введение льгот и рассрочек по арендной плате за использование земель и государственного имущества – позволило предприятиям продолжать обслуживание взятых ранее кредитов на модернизацию производства и в целом сохранить финансовую устойчивость.
Срочно была разработана Программа по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. Она позволила сохранить трудовые коллективы, кадровый потенциал предприятий. Удалось защитить от сокращения более 14 тысяч человек. Очень полезной оказалась наша программа самозанятости, о чем лучше всего свидетельствует доля удовлетворенных результатом участников программы – их более 70%. По итогам недавнего совещания руководителей территориальных органов Роструда и органов исполнительной власти регионов Уральского и Сибирского федеральных округов руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций заявил: «В России нет других таких субъектов, как Тюменская область, где так же эффективно выстроена работа органов власти со службами занятости населения и инспекциями труда, где так же эффективно идет работа с гражданами – предметная и конкретная». Думаю, мы имеем полное право гордиться этой оценкой.
Малое и среднее предпринимательство и раньше было одним из главнейших наших приоритетов. Кризис только подтвердил дальновидность этой позиции. Поручительства Гарантийного фонда при получении кредитов в банках, целевые займы от 6% годовых на период до трех лет, снижение до 5% налоговой ставки для предпринимателей, работающих по упрощенной схеме налогообложения, запуск системы грантовой поддержки начинающих бизнесменов, о необходимости создания которой я говорил в прошлом году и которая наконец заработала, облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к получению государственных заказов, предоставление им льгот при подключении к сетям электроснабжения – это даже неполный перечень использованных нами инструментов. В 2009 году финансирование мер поддержки малого и среднего бизнеса увеличено в 2,5 раза, соответствующих муниципальных программ – более чем в 7 раз.
Результат проявляется сразу – мы ожидаем, что к концу года объем производства товаров и услуг на малых и средних предприятиях, получивших государственную поддержку, вырастет на 18%. При этом нами найден разумный баланс поддержки предприятий и поддержки незащищенных слоев населения. Соблюдаются все публичные обязательства, закрепленные в федеральном и региональном законодательстве, активно работает межведомственная комиссия по проведению экономически обоснованной ценовой политики на социально значимые продовольственные товары, сдерживается рост жилищно-коммунальных тарифов для населения. Да, тарифы растут, но давайте не забывать, что они остаются ниже установленных Федеральной службой по тарифам. Так происходит далеко не в каждом регионе. Резюмируя, можно сказать: мы не просто «забрасываем» проблемы деньгами. Мы создаем долгосрочно действующие институты поддержки самостоятельной активности бизнеса и отдельных граждан.
Что отсюда следует? Еще раз сошлюсь на статью Дмитрия Анатольевича Медведева, цитирую: «Россия работает. Она уже не то полупарализованное полугосударство, каким была ещё десять лет назад. Все социальные системы функционируют. Только этого недостаточно».
Почему такой неожиданный вывод? Потому что устоять на месте под ударом внезапной волны, конечно, важно, но это только полдела. Еще важнее – оседлать эту волну и использовать ее энергию. Я хорошо помню, что год назад мои слова «Будущее уже началось» были восприняты с прохладцей, как ни к чему не обязывающая фигура речи. Теперь, надеюсь, все почувствовали, каково это – когда будущее бьет наотмашь? Кризисы, подобные нынешнему, дают начало новым большим экономическим волнам, более того, новым социальным состояниям. Кризис – повод не для сужения, а для расширения горизонта планирования, он открывает новые «окна возможностей» – и, кстати, закрывает старые.
Да, выполнение таких продиктованных здравым смыслом и вообще-то элементарных требований к управлению региональным развитием, как гибкость бюджетной конструкции, ювелирная точность при выборе направлений инвестиционной активности, стимулирование предпринимательства, из желательного превращается в категорически необходимое. Но решающим фактором в подобных условиях становится то, что мы называем инновациями. Всем должно стать ясно, что инновации – не пустая риторика и не чья-то блажь, а условие выживания в стремительно меняющемся мире. Инновации – это не просто набор технических новинок и приемов. Инновации – это образ мысли и действия. Инновационный образ мысли – это способность уже сегодня обнаружить те плацдармы, которые понадобятся завтра. Инновационный образ действий – способность их занять. Это разработка идеи, проекта, технологии, производство продуктов и услуг, конкурентоспособных по мировым меркам. Может быть, кому-то такая планка покажется слишком высокой. Но иных вариантов нет. Кто не сможет ее взять, останется в вечном вчера.
В этом отношении большие надежды возлагаю на подписанное в сентябре 2009 года Соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и Правительством Тюменской области. Его основной целью является мобилизация всего того интеллектуального потенциала, до которого мы сможем только дотянуться, для – цитирую – «увеличения инновационного потенциала Тюменской области». Уверен, такой подход – единственный путь к настоящей, долгосрочной конкурентоспособности. Не только нашей продукции, но и нашего общества, нас самих.
Именно с точки зрения инновационного потенциала я предлагаю проанализировать наши основные приоритеты на ближайший год, руководствуясь простым критерием: что - не инновация, то - не приоритет. А настоящим инновациям гарантирован полный пакет мер государственной поддержки. Мы будем возмещать затраты по участию в презентациях инновационных проектов. Мы будем компенсировать расходы по патентованию результатов научно-исследовательской деятельности, аренде производственных площадей и созданию опытных образцов конкурентоспособной инновационной продукции. Мы проведем региональный грантовый конкурс Губернатора Тюменской области на реализацию технологических инноваций на ранней стадии. Мы будем предоставлять инноваторам движимое и недвижимое областное имущество в безвозмездное пользование или на условиях льготной аренды. Власть может и должна создавать условия для реализации инновационных инициатив – но сами инициативы создаются не властью, а деятельными, творческими субъектами.
Большим инновационным потенциалом обладает тюменская наука. Достаточно сказать, что только за 2008 год Тюменским государственным университетом реализовано 25 крупномасштабных научно-исследовательских проектов, имеющих прямой выход на практический результат. Тюменский государственный нефтегазовый университет является участником федеральной программы «Развитие научного потенциала высшей школы». В ее рамках получили поддержку семь научно-исследовательских проектов вуза. В 2008 году университетом подана в Роспатент 61 заявка на патентование объектов интеллектуальной собственности.
Сферой опережающего внедрения инновационной культуры является – и должен ею остаться – наш нефтехимический и энергетический комплекс. Мы ожидаем долгосрочного эффекта от реализуемого «Сибуром» проекта по созданию полипропиленового производства мощностью до 500 тыс. тонн в год. Ввод данного объекта в эксплуатацию намечен только на 2012 год – но это и есть доказательство нашей способности действовать в рамках расширенного горизонта планирования. На территории региона появится собственная масштабная индустрия глубокой переработки углеводородного сырья, а в дальнейшем будет сформирована тобольская нефтехимическая зона опережающего роста, выпускающая широкий спектр химической продукции, ориентированной как на экспорт, так и на замещение импорта.
Нефтепереработка – тоже новое для нас дело, и именно потому здесь открываются те самые новые «окна возможностей». Антипинский нефтеперерабатывающий завод в этом году сработал неплохо, сохранив объем производства нефтепродуктов. Но надо ускорить строительство его второй очереди, что позволит увеличить объемы первичной переработки нефти до 4 млн. тонн в год, – и сделать это необходимо уже в следующем году, чтобы прочно занять свое место на восстанавливающемся рынке.
В ноябре 2008 года заработал бизнес-инкубатор технопарка «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа», о котором я говорил в предыдущих посланиях. Внешне все выглядит неплохо. Но 12 инновационных фирм, за год ставших резидентами бизнес-инкубатора, – это много или мало? Да, среди них есть разработчики замечательных проектов – таких, как создание нефтесорбирующего бона, действующего на основе биотехнологий, или приборов «Фотекон» для экспресс-контроля качества жидкостей при добыче и переработке углеводородов. Но вообще-то 12 – конечно, мало. Технопарк создавался для того, чтобы делать конкретное дело. И делать быстро.
Быстрее надо действовать и в энергетике. В ближайшие годы нас ждет рост объемов энергопотребления, и надо к нему заблаговременно готовиться, выводить на завершение наши проекты как в электрогенерации, так и в сетевом хозяйстве. В 2010 году мы введем в эксплуатацию второй парогазовый энергоблок на Тюменской ТЭЦ-1, завершим реконструкцию Тобольской ТЭЦ с увеличением ее мощности почти в полтора раза. Одновременно должна быть закончена реконструкция нескольких подстанций. В результате повысится надежность энергоснабжения потребителей, а установленная электрическая мощность областной энергосистемы возрастет сразу на 16%, что позволит создать значительный резерв, а также поставлять электроэнергию в энергодефицитные регионы.
Параллельно с наращиванием мощностей важно интенсивнее внедрять ресурсо - и энергосберегающие технологии. Поручаю завершить работу над долгосрочной программой по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Тюменской области на 2010 - 2020 годы.
Лесная отрасль. Стабильность в этой сфере сохранена. Созданы институциональные рамки для инновационного развития, повышения доходности, установления действенного механизма частно-государственного партнерства. Я имею в виду утверждение Лесного плана Тюменской области на 2008 - 2017 годы, разработанного по нашему заказу Институтом экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук. Теперь надо этим пользоваться. Сегодня деревообрабатывающая отрасль нуждается в инновационных технологиях. Чего ждем? Опять административного сигнала? Так я даю сигнал: «Думайте и действуйте немедленно!».
Конечно, есть и точки потенциально прорывного роста – в первую очередь связанные с интеграцией лесного комплекса и использованиемсовременных биотехнологий. Важным событием стало подписание в мае 2009 года Правительством Тюменской области, корпорацией «Биотехнологии» и управляющей компанией «ПАРТИКОМ» соглашения о намерениях по созданию на территории региона предприятия по глубокой переработке отходов лесопиления и деревообработки, низкосортной древесины и производству разнообразной инновационной продукции, в том числе биотоплива второго поколения. Осталось превратить намерения в дела.
Снова и с особым удовольствием возвращаюсь к положению дел в нашем аграрном секторе. Ведь те замечательные показатели, о которых я говорил вначале, были достигнуты прежде всего благодаря фронтальному внедрению инновационных подходов. Потому они и дали такой результат - в сельском хозяйстве произошла «перемена умов», без которой никакие технические усовершенствования не сработали бы. Более 80% площадей, занятых под зерновые и зернобобовые культуры, возделывается по ресурсосберегающим технологиям; картофель и овощи открытого грунта выращиваются по индустриальным методикам на 92% посадочных площадей. Количество племенных животных в общем стаде удалось довести до 50%. Современное доильное оборудование не калечит коров и радикально повышает надои.
Можно уверенно сказать, что наше сельское хозяйство фактически уже стало высокотехнологичной отраслью. Специально хочу подчеркнуть, что это в полной мере относится и к небольшим хозяйствам. В 14 районах частные хозяйства перешли на индустриальные технологии возделывания картофеля; стремительно строятся минифермы, прежде всего в тех районах, – Армизонском, Аромашевском, Тобольском, Юргинском – где спад в начале года был самым острым. Так, кстати, и выясняется, что переход на инновационные рельсы дает собственно не только экономический эффект, но и социальный…
Конечно, перечисление далеко не полное. Но надо признать – инновационное поведение еще не стало для нас нормой, естественным стандартом жизни. Приведу только два примера. В одном из документов, подготовленных для работы над посланием, я с горечью прочел буквально следующее, только вслушайтесь: «удельный вес инновационно-активных организаций в процентах к общему числу обследованных организаций по Тюменской области составил 7.4%, что превысило значение 2007 года на 1,6%; прогнозное значение на 2009 год – 8%». Не правда ли, потрясающие цифры, просто «астрономические»! Можно, конечно, предположить несовершенство учетных инструментов – я уверен, что на самом деле наше положение не столь позорно. Ну так надо создавать новые инструменты, подобные, например, Европейскому инновационному табло – на сегодняшний день наиболее полной, глубоко структурированной и, главное, эффективно используемой в принятии управленческих решений базе данных по инновационной активности. Есть у нас что-либо хоть отдаленно похожее? Или другой пример: в государственную корпорацию «Роснано» поступило уже более 1200 заявок на софинансирование инновационных проектов, на днях были опубликованы эти данные с разбивкой по регионам. Если говорить только о наших соседях по УФО, то из Свердловской области пришло 42 заявки (четвертое место), из Челябинской – 41 (пятое). Из Тюменской области – две. Разве не стыдно? Спокойная жизнь закончилась, а мы все еще раскачиваемся!
Считаю, что сегодня, когда целью национального развития определена экономическая модернизация на основе стратегий лидерства в сфере высоких технологий, необходимо оценить эффективность инновационной политики в области: результативность управления ею, достаточность нормативной базы, качество механизмов реализации целевой программы «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области», обоснованность критериев оценки инновационных действий во всех отраслях хозяйства, в социальной и культурной сферах. И безотлагательно внести требуемые изменения. Приглашаю и депутатов областной Думы включиться в эту работу.
Все это тем более важно, что в ближайшее время бюджетная политика области претерпит изменения, связанные с передачей в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых. И хотя передача пройдет постепенно, в течение четырех лет, искать новых инвесторов, развивать новые проекты, которые смогут увеличить налогооблагаемую базу региона, – нужно целеустремленно и энергично.

Экономические и финансовые испытания только подтвердили правильность начатого в моих предыдущих посланиях разговора о будущем, о нашем участии в его создании. Ведь прежде всего о будущем задумываются люди, столкнувшиеся с трудностями, – они думают о том, что будет с ними и, главное, с их детьми. И мы подтверждаем незыблемость нашего генерального курса в социальной политике – курса на современное качество человеческой жизни. Каждому должны быть доступны передовые по качеству услуги по сохранению здоровья, образованию, жилищному обустройству, социальной поддержке, удовлетворению культурных запросов. У нас есть для этого все необходимое: многогранный опыт, получивший признание в России, и, главное, кадры – учителя и преподаватели, медики, социальные работники, работники учреждений культуры, творческая интеллигенция.
Но сегодня я хотел бы поставить вопрос иначе. По точной формулировке председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина, «социальная политика представляет собой и инструмент повышения качества жизни наших граждан, и действенную антикризисную меру». Мы должны не просто защитить и сохранить достигнутое и накопленное, но укрепить социальные основы модернизации экономики и начать строительство социального мира посткризисного общества. Именно под таким углом необходимо смотреть на социальную политику, оценивать ее приоритетные направления. Внедрение высоких технологий в здравоохранение, образование, культуру и воспитание, социальное обеспечение; преодоление социальных диспропорций и территориальных дисбалансов; подготовка кадров, нацеленных на инновации, - все это, по сути, моторы развития, работающие на создание «критической массы» будущего. И мне бы хотелось остановиться на трех направлениях, имеющих, по моему мнению, ключевое значение. Обозначу их так: семья, люди будущего, комфортная среда проживания.
Семья – базовая форма человеческой общности и прообраз всех иных форм социальной солидарности, в том числе, как было известно еще Аристотелю, и политического единства. Не случайно говорят: хорошее общество подобно хорошей семье. Семья – самая живая, доступная и известная каждому форма связи прошлого, настоящего и будущего, место встречи и соединения традиций и инноваций. Здесь присутствуют все составляющие того, что мы называем простым человеческим счастьем: взаимопомощь, здоровые дети, окруженные заботой старики, уважительное сотрудничество поколений, работа и учеба как источники социального оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Опора на семейные ценности – вот испытанный историей рецепт преодоления любых сложностей во все времена, в том числе куда более трудные, чем сегодняшние.
Поддержка семьи – безусловная задача. И, конечно, первое условие семейного благополучия – здоровье. Наши приоритеты известны. Это и качество лечения, и развитие высокотехнологичной медицины, и меры по увеличению продолжительности рабочего дня поликлиник и сокращению очередей, и переподготовка медицинских кадров.
Но я призываю вспомнить о том, что слово «здравоохранение» означает не только борьбу с болезнями, но и охрану здоровья. А это значит, что мы должны заботиться и о здоровой, активной части населения. Такие люди нуждаются в консультациях по профилактике заболеваний, формам двигательной активности, правильному режиму питания. С этой целью мы создаем 13 «центров здоровья». И впредь будем активно поддерживать развитие физической культуры и спорта. Предстоит найти и формы поощрения людей, заботящихся о своем здоровье. Ведь это сохранение социального, человеческого капитала будущего.
Невозможно переоценить значимость института семьи в воспитании детей и юношества. Именно в семье закладываются их нравственные ориентиры и определяются жизненные цели. Чем государство, общество могут помочь семье? В 2009 году мы дополнительно ввели 1307 мест в детских садах, идет строительство еще 12 учреждений этого типа, обеспечивающих детям равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Мы активно противостоим распространению наркотиков в молодежной среде, уже не первый год проводим специальное тестирование. Но главное – создание у молодых людей позитивных ориентиров, таких, чтобы даже мысль о наркотиках не приходила им в голову. Самоценность здоровой жизни должна быть очевидной для молодого поколения.
Вне зависимости от того, кризис на дворе или нет, мы обязаны помнить о семьях, попавших в беду. Для борьбы с социальным сиротством внедрен институт социального работника, который приходит в «проблемные» семьи и, по сути, берет на себя функции воспитателя. За последние годы в разы сократилось количество случаев лишения родительских прав.
Семья – еще и центр оказания помощи тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Именно семья все активнее берет на себя задачу социализации детей, по разным причинам оставшихся без попечения родителей. Конечно, работники детских домов как правило, максимально отдают себя работе, подчас не получая должной благодарности. Однако сам факт существования детских домов – это постыдный и недостойный нашего времени пережиток, которого давно нет в большинстве развитых стран. Никакой детский дом не заменит семейного очага. Поэтому в Тюменской области активно развиваются «мягкие» формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, – усыновление, опека, приемная семья. Более 80% таких детей проживают в семьях.
Второе направление – люди будущего, «человек XXI века». В нынешних условиях нам нужно еще интенсивнее работать над наращиванием человеческого потенциала, «человеческого капитала» области.
Конечно, это в первую очередь задача нашей системы образования. И она продолжает демонстрировать свое высокое качество. Не могу не выделить успех учителя истории и обществознания средней школы № 70 города Тюмени Константина Лупикова, который вошел в число 15 лучших учителей России. А на едином госэкзамене Тюменская область по всем предметам, кроме литературы и немецкого языка, опередила общероссийские результаты. В ходе этого испытания 11 выпускников набрали по 100 баллов. Особо хочу подчеркнуть, что шестеро из их числа обучались в школах за пределами областного центра, а двое «рекордсменов» – в сельских школах. Мне приятно назвать их имена: это Анна Шанина из Новозаимской средней школы Заводоуковска и Евгений Швиндт из Емуртлинской средней школы Упоровского района. Особенно приятно, что все наши отличники остались получать высшее образование в Тюмени – это значит, что свои таланты они намерены поставить на службу родной земле. Мы гордимся ими – и я прошу всех воздать должное и высказать слова благодарности воспитавшим их семьям и учителям!
Но пора уходить от узкой, «отраслевой» трактовки слова «образование». Образование, которое нам нужно, – не только совокупность школ, техникумов и институтов. Нам нужно образование человека как деятельного субъекта и творца. Развитие инновационной культуры, активной гражданственности – таков сегодняшний императив, без него все сформулированные ранее цели останутся недостижимыми. И потому надо наращивать усилия в поддержке всех форм пробуждения активности – таких, как Общественная молодежная палата при Тюменской областной Думе, ученический и студенческий советы Тюменской области, молодежное движение «Дебаты», открытый форум молодежи. Многоплановая работа по развитию творческих и профессиональных навыков молодежи, взаимодействию с позитивными молодежными сообществами и субкультурами уже идет; она будет продолжена.
Когда мы говорим о человеке будущего, мы имеем в виду и развитие системы профессиональной подготовки, ориентированной на современную экономику. Важно не только дать человеку профессиональные знания, но и адаптировать его к сегодняшней ситуации на рынке, стимулировать бизнес-ориентированное мышление. В 2009 году в Тюменской области реализован уникальный для России проект «Курс на бизнес-2009». Все выпускники высших и средних специальных учебных заведений региона, а это более 19.5 тысяч прошли обучение по специально разработанному курсу «Основы предпринимательской деятельности», причем в числе преподавателей были опытные и успешные бизнесмены. Но и тем молодым людям, которые пока не собираются создавать собственное дело, мы должны помочь в занятии выгодных стартовых позиций при выходе на рынок труда. И помогаем: нам удалось обеспечить занятость 87% тюменских выпускников (в среднем по России – только 57%). Ниже этой планки мы опускаться не имеем права, а лучше бы и ее поднять.
Следует повышать авторитет творческих людей, открывать перед ними новые возможности. Мне представляется весьма ценной инициатива по учреждению областного совета молодых ученых. Я сам готов принять активное участие в его работе и прошу ускорить реализацию этой идеи. Хочу обратиться к каждому из сидящих в зале – будьте внимательны к людям будущего. Их уже много среди нас, они стучатся к нам в дверь, – но далеко не всегда дверь перед ними открывается. Приведу яркий пример такого бездействия. Один из посетителей сайта технопарка «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа» со всей категоричностью отреагировал на игнорирование – на протяжении полутора лет! – создателями сайта заданных пользователями вопросов: «Все здорово у вас. Только вот… на страничке "Вопросы и ответы" вопросы есть, а ответов – НЕТ! Полагаю, успехов у вас так же нет… Это болезнь системы. Ну, желаю ответов!», - пишет он. Равнодушие заставляет человека сомневаться в искренности заявленных намерений и воспринять проблему как политическую.
Для формирования человека будущего у нас есть необходимые образцы и ориентиры. Разве не является эталоном инноватора такой, например, наш земляк, как Борис Евдокимович Щербина, один из создателей Западно-сибирского нефтегазового комплекса, 12 лет руководивший Тюменской областью, – как раз в те годы, которые навсегда изменили ее облик и судьбу? На днях отмечалось 90-летие со дня его рождения. Мы помним таких людей, и мы должны не только помнить их, но и учиться у наших ветеранов. Без их совета и помощи получится не модернизация, а видимость.
Новые примеры стойкости, мужества, патриотизма появляются прямо на наших глазах. Снова вспомню то имя, с которого начинал свое послание год назад, – Раушан Мухамедович Абдуллин, наш 20-летний земляк, павший «за други своя» в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии. Только что Указом Президента Российской Федерации Раушану Абдуллину было присвоено звание Героя России. Соседство этих двух имен говорит нам о том, что связь поколений не разорвана. Напротив, только ее крепость позволит нам стать настоящими людьми XXI века – полноправными наследниками тюменских подвижников прошедших веков.
Третье из обозначенных мной направлений – создание комфортной среды проживания. Особо подчеркну: речь идет обо всей территории Тюменской области, всех составляющих ее муниципальных образованиях. Если мы хотим видеть нашу область единым, динамичным социальным организмом, то диспропорции в его развитии должны быть преодолены. Наш ориентир – превращение Тюменской области в территорию развитой, модернизированной среды проживания. Благополучие человека должно стать одним из генеральных приоритетов экономики. Для выравнивания качества жизни уже созданы первые предпосылки. Для всех муниципальных образований Тюменской области разработаны схемы территориального планирования, предусматривающие комплексное, сбалансированное развитие населенных пунктов. Несмотря на кризис, мы не снизили объемы ввода жилья. Они составили более 104% к показателям прошлого года (в среднем по России – 101.2%, а есть регионы, где этот показатель упал до 40% и ниже). В 2009 году не менее 1300 молодых семей улучшат свои жилищные условия благодаря социальным выплатам, предоставляемым на строительство или приобретение жилья.
Выравнивание качества жизни означает и обеспечение всех муниципальных образований современной инженерной инфраструктурой: газопроводами, водоснабжением, канализацией, связью, хорошими дорогами. В некоторых районах области газопроводы появились только недавно, и уровень газификации по территориям заметно различается. Особенно интенсивно работы велись в Нижнетавдинском и Вагайском районах, что позволило значительно сократить их отставание в уровне газификации от районов, в которые газ пришел на несколько лет раньше. За 2008 год – первое полугодие 2009 года построено 510 км газораспределительных сетей, количество газифицированных домов выросло на 11 тысяч.
Число телефонных станций местной телефонной связи с 2006 года увеличилось на 21.3%. Однако будем честны – это отмирающая технология, и мы постепенно переориентируемся на иные подходы. Антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи строятся даже за счет бюджетных средств. На начало 2009 года установлено 1066 базовых станций сотовой связи – в годичном измерении рост составил 34,6%.
Мощным инструментом повышения качества жизни является обеспечение транспортной доступности. Нередко появление нормальной дороги дает населенному пункту такой импульс, который при иных условиях его экономика и социальная сфера не получили бы и за несколько десятилетий. За 9 месяцев текущего года отремонтирован 201 км. автомобильных дорог, 23 км. построено, реконструировано и возведено 5 мостов, ведется строительство и реконструкция вокзалов и автостанций. Обещаю, что в 2010 году бюджетная поддержка инфраструктурного развития труднодоступных территорий будет сохранена.
Чем лучше транспортная доступность, тем актуальнее становится вопрос о раскрытии туристического потенциала Тюмени. Прошу всех глав местных администраций посмотреть, что может быть сделано для привлекательности ваших районов и населенных пунктов, подумать над своей «визитной карточкой». Не только в России, но и в мире известны Тобольск, Ялуторовск, легендарный ковер Ишима. Надо, чтобы каждая местность имела свое туристическое «лицо». Причем в его создании могут помочь не только исторические раритеты, но и просто традиционный уклад жизни коренных селян. Это, кстати, замечательный способ создания новых рабочих мест и развития всей социальной инфраструктуры.
Качественная, комфортная жизнь – это, конечно, жизнь безопасная. Хочу поблагодарить за неустанную работу по обеспечению нашей экологической безопасности всех работников профильных служб – тут есть серьезные результаты. Также отмечу эффективную работу ГУВД по Тюменской области по профилактике правонарушений. Хорошо известно, что в кризисные периоды уровень криминализации общества обычно растет. Нам же удалось добиться обратного результата. За 8 месяцев 2009 года количество зарегистрированных преступлений сократилось на 13.2%.
И не надо забывать, что комфортной можно назвать только такую жизнь, в которой есть место и время для досуга. Ведь досуг – не просто «отдых от работы», это полноценная самостоятельная сфера жизни. Центральная задача здесь – обеспечить доступность культурно-досуговых учреждений. Там, где с нею есть проблемы, мы создаем передвижные культурные комплексы – их по области насчитывается 42.
Огромным по важности событием стало открытие в 2009 году в Тюмени филиала Президентской библиотеки – можно сказать, инновационного оазиса. Его информационная вместимость равна 100 терабайтам – это примерно 220 миллионов печатных страниц. Технически возможно ее расширение еще более чем в пять раз. Уникальные, бесценные книги становятся доступны всем пользователям Интернета, в том числе жителям всех муниципальных образований Тюменской области. Появление филиала стало мощным импульсом для нашей библиотечной отрасли. Сейчас в библиотеки приходят не только для того, чтобы взять книги, но и для того, чтобы поучаствовать в культурном мероприятии, воспользоваться Интернетом, принять участие в работе семейной творческой мастерской. Как говорил Рэй Брэдбери, «я получил образование в библиотеке, а не в колледже». И в эпоху Интернета библиотека остается центром формирования людей XXI века – возможно, в еще большей степени, чем раньше.
С учетом того импульса, который дали нашей культуре новый драматический театр и филиал Президентской библиотеки, я готов всерьез рассмотреть пути реализации еще одного нерядового проекта. Вопросы на этот счет мне не раз задавали журналисты, представители нашей творческой и научной интеллигенции, обычные граждане. Не скрою, я колебался. Но теперь все-таки уверен – собственный симфонический оркестр Тюмени необходим. Будем над этим работать.

Теперь я хочу вернуться к теме, которой я уделил особое внимание в прошлогоднем послании и которая в условиях кризиса стала еще более актуальной, – к теме нравственной ответственности. Кризис как время выбора пути и принятия решений заставляет особенно внимательно отнестись к критериям их принятия. И на первом месте должны быть критерии нравственные. Они вовсе не отменяют рационального подхода к решению возникающих проблем – наоборот, они придают рациональным действиям единый, высокий смысл. Недаром слово «совесть» восходит к тому же корню, что и слово «ведать». Действует по совести тот, кто достоверно знает положение дел и способен выбрать верный путь. Путь, умножающий добро и пресекающий зло.
Обеспечить достойное, открытое будущее для всех жителей Тюменской области, в том числе еще не родившихся, превратить нашу область в общество равных возможностей и равной защищенности для всех – нравственный долг областной власти на всех ее уровнях. По словам Иммануила Канта, «истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали… мораль разрубает узел, который политика не могла развязать, пока они были в споре». Обратите внимание, отсюда следует, что нравственная политика делается не менее, а более эффективной, поскольку только так она обретает свою истинную цель. И потому – продолжу цитату – «право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти». Разве все, о чем мы говорим сегодня, нельзя собирательно назвать правом на будущее – для каждого человека и для всей Тюменской области как неотъемлемой (а для нас с вами еще и самой дорогой) части России?
И все преобразования в деятельности областных властных органов, и сама их повседневная деятельность должны быть направлены именно на это – на защиту человеческих прав и свобод, на то, чтобы соблюсти не только букву закона государственного, но и дух закона морального.
Прежде всего это касается борьбы с коррупцией, которая, повторю, есть прежде всего нравственное зло. Как я и обещал, на моем постоянном контроле находится реализация областного плана противодействия коррупции и работа профильного совета. Показатели, позволяющие оценивать эффективность работы органов исполнительной власти Тюменской области в данном направлении, отслеживаются непрерывно. Органами местного самоуправления проведена аналогичная работа во всех муниципальных районах и городских округах области. Мы осуществляем обязательную антикоррупционную экспертизу всех принимаемых нормативных правовых актов, причем, что особенно важно, гарантирована и возможность проведения независимой экспертизы.
Постепенно закрываются коррупционные лазейки благодаря внедрению в деятельность органов исполнительной власти информационно-коммуникационных технологий. Повышению прозрачности и доступности власти, ее большей внимательности к нуждам граждан способствует новый официальный интернет-портал органов государственной власти Тюменской области, посещаемость которого составляет около 3 тыс. человек в день. Особенно полезен входящий в состав портала сайт «Государственные и муниципальные услуги Тюменской области», посредством которого любой житель может получить информацию о порядке оказания услуги, в том числе об органе, ее оказывающем, месте его нахождения, представляемых документах. Размещены и формы этих документов. Мы готовимся к переходу на предоставление максимально возможного количества услуг в электронном виде, то есть при полной прозрачности.
Ту же цель обеспечения прозрачности и четкости преследует продолжающееся внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг. На данный момент действует уже 110 регламентов; до конца года будет принято еще 20. Эта ценная практика распространяется и на муниципальный уровень – через разработку модельных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, а также типовых регламентов по предоставлению государственных услуг, переданных на исполнение органам местного самоуправления.
Важным институтом, призванным повысить открытость власти, ее гибкость, ее способность обновляться, реагируя на меняющийся общественный запрос, стал сформированный нами резерв управленческих кадров. За основу был взят принцип «лучшие выбирают лучших». Разработаны «тонкие» методики выявления и отбора кандидатов; но я подчеркиваю, что помимо собственно профессиональных критериев, и даже в первую очередь, мы учитываем критерии нравственные – решающим фактором является степень готовности кандидата к общественному служению. Между прочим, с недавнего времени на интернет-портале начал работать модуль, при помощи которого свою кандидатуру на включение в резерв может предложить любой гражданин. Сегодня все назначения на вакантные управленческие должности осуществляются исключительно из числа лиц, включенных в кадровый резерв.
В условиях кризиса особую значимость приобретает задача сохранения социального мира. Нам удается поддерживать на территории Тюменской области прочное межнациональное, межконфессиональное, социальное и политическое согласие. Укрепление взаимопонимания между народами Тюменской области, воспитание толерантности, чувства патриотизма, любви к малой родине требуют неустанного, кропотливого труда. Грамотно ведется просветительская и разъяснительная работа, в частности, по профилактике религиозного радикализма, в которой деятельно участвуют представители православного и исламского духовенства.
Некоторые очаги напряженности, конечно, возникают. Как вы знаете, в связи с кризисными явлениями особую остроту приобрели процессы в среде граждан - участников долевого строительства. Нами оказывается правовая помощь дольщикам – проводятся индивидуальные и коллективные правовые консультации и семинары, осуществляются экспертиза документов, оформление исковых заявлений, представительство интересов граждан в судах. Обещаю, что без разумной, рационально и морально обоснованной помощи не останется никто.
Но не могут быть все проблемы решены усилиями одной только власти. К осознанию высокой меры нравственной ответственности я призываю общественные силы. Выйти из кризиса и приступить к решительной модернизации невозможно без открытого, интенсивного, буквально в ежедневном режиме ведущегося диалога всех субъектов гражданской и политической жизни области. Важной площадкой такого диалога может и должен стать Совет муниципальных образований Тюменской области – именно на уровне местного самоуправления, на уровне «корней травы» выявляются самые насущные нужды и потребности граждан.
Я рассчитываю на активизацию деятельности неправительственных и некоммерческих организаций, нашего Гражданского форума прежде всего в том, что касается мониторинга общественных настроений и экспертизы готовящихся административных и законодательных актов. Нам нужно подумать о механизмах оформления и структурирования областного экспертного сообщества, которое было бы способно и повысить качество принимаемых решений, и разъяснить гражданам их суть и ожидаемые результаты. Гораздо ярче, чем сейчас, могли бы проявить себя партии, главная функция которых в здоровом обществе – не эгоистический дележ политических ресурсов, а разработка различных вариантов обеспечения общего блага и их продвижение в конкурентном, состязательном режиме.
Естественным центром интеграции общественных импульсов и их воплощения в конкретные дела является наша представительная власть – областная Дума. Президент страны Д.А. Медведев в своей статье описал политическую систему России так: она «будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной… Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре… Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования открытых политических объединений». Так будет в России. Так будет и в Тюменской области.

Два года назад я называл образ будущего Тюмени мечтой. Год назад мы убедились в том, что выбор в пользу реализации этой мечты сделан и необратим, в том, что будущее уже началось. Сегодня мы знаем: будущее оказалось непростым. Но уверенность в нашей способности справиться с испытаниями только окрепла. У нас есть ресурсы. У нас есть огромный человеческий капитал. У нас есть четкие нравственные и политические ориентиры. У нас есть любовь к традициям и готовность к инновациям. И я верю: у нас достаточно воли, энергии и страсти, чтобы все это не осталось втуне, чтобы обновлялась и расцветала наша земля.

Тюмень – вперед!
Просмотров: 8 | Добавил: minstothy1985 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
  • сп 42 101 2003